а по модулю «Азбука здоровья»
Наименование
проекта |
Методическое сопровождение проекта |
Модуль |
«Азбука
здоровья» |
Обоснование для разработки |
Как научить воспитанников осознанно относится к здоровью и
жизни? Как использовать полученные знания
о здоровье и умение оберегать, поддерживать и сохранять его?, а также
самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом
жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской,
психологической самопомощи. |
Цель проекта |
Создание оптимальных условий для укрепления психического и
физического здоровья детей; подвести к осознанию потребности ребенка в
знаниях о себе и своем здоровье; развивать у детей представления о ЗОЖ. |
Задачи проекта |
1. Совершенствовать функций организма,
повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами
движения. 2. Формировать представление о здоровом образе жизни, обогащать
и закреплять ранее полученные знания о правильном питании, культурно-гигиенических
навыках; 4.Отобрать методические рекомендации, методы и приемы по
ЗОЖ; разработать на их основе и реализовать систему педагогической работы; 5. Привлечь родителей к активному участию в
воспитательном процессе при формировании здорового образа жизни. |
Сроки реализации |
Сентябрь 2020 – сентябрь
2021 г |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
¾
Создание
методических материалов по обучению воспитанников и родителей
современным подходам к сохранению здоровья. ¾
Организованы теоретические и практические мероприятий для детей, педагогов ДОУ, родителей . ¾
Снижение уровня заболеваемости на 10%. ¾
Создана система работы по организации воспитания
валеологической культуры детей дошкольного возраста на основе интеграции
образовательных областей. Разработано перспективное планирование работы с
детьми и с родителями по данной теме. |
Система организации контроля за исполнением проекта |
Контроль в рамках проекта осуществляет заведующая ДОУ, старший воспитатель . |
Продукт проекта |
¾ Методическая
копилка (консультации, семинары, НОД с использованием новых
здоровьеформирующих технологий, видео
материалы. ¾ Тематическое
планирование. ¾ Банк
интерактивных игр, видео-роликов по
ЗОЖ. ¾ Обобщение
педагогического опыта в форме методического сборника. ¾ Газета
«Азбука здоровья» |
Актуальность:
Проблема воспитания здорового
поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Здоровье—это не
только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного
душевного и социального благополучия. Уровень здоровья в значительной степени
зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей
является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для
сохранения и укрепления их здоровья.
Дошкольный возраст является
решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь
именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма, закладываются основные черты личности,
формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и
практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в
систематических занятиях физической культурой и спортом.
Проблема:
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является
сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование
здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи
воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными
из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей.
Но главным препятствием является, отсутствие у детей осознанного
отношения к своему здоровью.
Гипотеза.
Если в ДОУ будет создана система работы по формированию
валеологической культуры у дошкольников, то у детей будут сформированы более
глубокие знания и представления о ЗОЖ; создана атмосфера психологического
комфорта и эмоционального благополучия,
улучшится состояние здоровья детей; будет налажено взаимодействие со специалистами,
появится возможность использования эффективных методов работы с детьми;
повысится уровень валеологической культуры родителей.
Цель проекта:
Создание оптимальных условий для укрепления психического и
физического здоровья детей; подвести к осознанию потребности ребенка в знаниях
о себе и своем здоровье; развивать у детей представления о ЗОЖ.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Систематизировать и расширять знания детей о здоровье человека и
способах его укрепления;
2. Совершенствовать уже имеющиеся навыки сохранения здоровья;
организации активного отдыха и досуга;
3. Развивать у детей потребность в выполнении специальных
профилактических мероприятий в повседневной жизни;
4. Воспитать у детей волевые качества, уважительное и заботливое
отношение к окружающим;
Для педагогов:
1. Изучить методические рекомендации, методы и приемы по
ЗОЖ; разработать на их основе и реализовать систему педагогической работы;
2. Привлечь родителей к активному
участию в воспитательном процессе при формировании здорового образа жизни.
3. Создать банк видео-роликов,
презентаций, мультфильмов, видео-занятий по ЗОЖ.
Для родителей:
1. Расширить педагогическую
грамотность родителей по вопросам повышения культуры здоровья.
2. Создать условия для
совместного сотрудничества детей и их родителей.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
¾
Обогащение знаний детей в области ЗОЖ:
¾
что
такое здоровье и как его сберечь;
¾
что
такое режим, гигиена;
¾
в
чем содержатся витамины и как влияют на здоровье;
¾
о
том, что есть полезные и неполезные продукты, какие они;
¾
что
такое микробы и вирусы;
¾
какие бывают болезни, что их вызывает.
¾
оздоровление организма воспитанников, понижение
уровня заболеваемости по ДОУ.
¾
Для педагогов:
¾ внедрены
и реализованы современные инновационные образовательные технологии, связанные с
валеологическим воспитанием детей дошкольного возраста.
¾
Создан банк презентаций, интерактивных игр,
видео-занятий, видео- роликов по теме.
¾
созданы в группах центры «Азбука здоровья»
Для родителей:
- информированность о
мероприятиях через сайт ДОУ;
- проявление интереса к мероприятиям, связанных с
проектом «Азбука здоровья», активное участие родителей
в мероприятиях совместно с детьми.
Основные направления
проекта п модулю
«Азбука здоровья»:
Структура тематики
валеологических игровых модулей:
¾ Блок «Познай себя»;
На занятиях дети получают информацию
по своему физическому здоровью, о строении своего тела. О внутренних органах,
причинах возникновения заболеваний, как их избежать, как стать здоровым и
сильным, знакомят со специализацией врачей.
П/с:
Познакомить детей со строением человека; с названием,
расположением и функцией внутренних органов;
Дать некоторые понятия о заболеваниях органов слуха, зрения,
зубов, внутренних органов. Научить детей избегать этих заболеваний
(профилактика).
Объяснить детям, почему необходимо посещать врача.
Познакомить детей с некоторыми специальностями медицинских работников (ЛОР,
окулист, стоматолог, педиатр и т.д.)
¾ Блок «Эмоциональное здоровье»;
На занятиях этого блока дети учатся
выражать свои чувства и уважать чувства других; осваивают речевой этикет,
культуру поведения и общения; как правильно знакомиться, прощаться,
поздравлять, благодарить, извиняться, просить, приглашать, говорить
комплименты, общаться со старшими и сверстниками; знакомятся с неприятными
эмоциями, со способами эмоциональной разрядки.
П/с:
Ребенок и его чувства. Научить детей выражать положительные
чувства и сдерживать отрицательные эмоции.
Люди и их чувства. Дети знакомятся, как выражают свои
чувства другие люди.
Какой человек? Познакомить детей с положительными и
отрицательными чертами характера людей.
Настроение. Научить детей описывать разнообразные эмоции,
переживаемые в повседневной жизни (печаль, горе, радость, удивление и тд.), в
следствие чего они происходят.
Научить детей справляться с неприятными эмоциями. Выход из
стрессового состояния.
¾ Блок «Экстремальные ситуации».
Этот блок самый важный, потому что
детей знакомят с экстренными ситуациями, которые могут окружать нас. Дети
закрепляют знания правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, как
вести себя на улице, одному на природе и дома. В скором времени дети
подготовительной группы пойдут в школу и им придется самостоятельно переходить
дорогу, разогревать еду, гулять, ходить в магазин, находиться дома одному.
Поэтому важно научить детей самостоятельности и умению обходить опасности
стороной.
П/с:
Ребенок и общество. В общении с
незнакомыми людьми необходимо проявлять осторожность. Вызов милиции 02.
Ребенок на улице. Правила
дорожного движения.
Ребенок один дома. Пожарная
безопасность. Вызов пожарной охраны 01, скорой помощи 03. Электричество. Газ.
Опасные предметы (яд, бытовая химия, остро-режущие предметы, лекарства и тд).
Ребенок на природе (в лесу, на
реке). Охрана природы.
Времена года. Зима – снег,
сугробы, холод, обморожения, переохлаждения. Весна, осень – гололед, тонкий лед
на водоемах, простуды. Лето – жара, солнечный удар, ожог.
Этапы управления
проектом
1.
Инициация
(июнь 2020) |
Обосновать актуальность темы, мотивация ее выбора.
Сформулировать задачи и цели проекта. |
2.
Планирование
(июль 2020) |
Разработка плана проведения проекта, составление графика проведения мероприятий.
|
3.
Исполнение
(сентябрь 2020– сентябрь 2023) |
Деятельность в соответствии с планом акции
и календарем проведения проекта. |
4.
Мониторинг
и контроль (в течение
всего периода) |
Определение
уровня участия родителей, детей, педагогов в проекте. При
необходимости внесение
коррективы. |
5.
Закрытие
проекта (сентябрь 2023) |
Подведение
итогов реализации проекта. Наслаждение результатами. Оформление
проекта. |
Этапы реализации проекта.
Проектная линия 1.
Организация работы с педагогами
№ п/п |
мероприятия |
срок |
ответственный |
1. |
Создание и ведение проекта. |
Июль-Сентябрь
2020 |
Ст.
воспитатели |
2. |
Сбор методического материала
«Валеологическое воспитание» (дидактических
пособий, макеты) |
в течение
всего периода |
Педагоги |
3. |
Оформление
газеты «Территория здорового детства» |
Педагоги |
|
4. |
Размещение сценариев,
фото- и видеотчетов о проведении
мероприятий в СМИ, сайте ДОУ |
||
5. |
Подборка мультфильмов, презентаций
о ЗОЖ, создание интерактивных игр, образовательных видео-роликов. |
||
6. |
Консультации: ¾ Валеологическое
содержание в ДОУ. ¾ «Валеологические
игры – одно из средств приобщения детей к здоровому образу жизни». ¾ «Система
работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей. ¾ «Обзор
показателей шкалы ECERS-R подшкалы
«Присмотр и уход за детьми» Мастер класс для
педагогов ДОУ : ¾ «Будь
здоров» ¾ «
Валеологическое образование детей дошкольного возраста как средство
воспитания здорового образа жизни». Педагогический совет на тему:
«Создание условий для валеологического образования в ДОУ в соответствии с
ФГОС в образовательной области «Физическое развитие » |
в течение
всего периода
Март
2021 |
Ст.
воспитатели |
7. |
Оформление информационных стендов, газет «Территория здорового детства» |
Воспитатели
|
|
8. |
Участие в мероприятиях по безопасности ДОУ и города. |
Сентябрь
2020-сентябрь 2023 |
Педагоги |
9. |
Педагогический пробег «Школа безопасности» |
Январь
2021 |
Победы,21 |
10. |
Участие педагогов в спартакиаде среди образовательных
учреждений города. |
в течение
всего периода |
Воспитатели |
11. |
Образовательный квест «В поисках здоровья»» |
Март
2021 Март
2021 |
Педагоги
|
12. |
Смотр-конкурс лэпбуков «Азбука здоровья» |
Рабочая
группа |
|
13. |
Конкурс проектов «Лучший
проект «Пространство
безопасности». |
Май
2021 |
Ст. воспитат. |
Проектная линия 2.
Организация работы с детьми
№ п/п |
мероприятия |
срок |
ответственный |
1. |
Цикл
интерактивных бесед, мультфильмов, видео-роликов, театральные представления, игры
по безопасности. |
в течение
всего периода |
Воспитатели |
2. |
Квест- игра «В школе светофорных наук» (подготовительная группа
в каждом объединении, в своей группе.) |
Сентябрь
2020 |
Воспитатели |
3. |
Интерактивный квест «Тропинка к доброму
здоровью» (старшая группа в каждом объединении,
в своей группе. ) |
Ноябрь 2020 |
Воспитатели
|
4. |
Интерактивная квест-игра "Лучики
здоровья" (старшие группы) |
Январь 2021 |
Победы,21 |
5. |
Познавательная онлайн- игра «Как мы
Здоровье спасали» (средние группы) |
Март 2021 |
Воспитатели |
6. |
Выставка творческих работ
«Незнайка в стране безопасности»» |
в течение
всего периода |
Победы,21 |
7. |
Изготовление газеты «Весёлый перекрёсток». |
педагоги |
|
8. |
Работа отрядов ДЮП, ИЮД. |
Педагоги
|
|
9. |
Устный журнал «В стране здоровячков» |
Воспитатели, специалисты |
|
10. |
Клуб «Счастливые дети» |
в течение
всего периода |
специалисты |
11. |
Драматизация «Спичка- невеличка», «Война грибов с ягодами»,
Мюзикл «Кошкин дом». |
Ноябрь
2020- Май
2021 |
Воспитатели, Муз.руководитель |
12. |
Фестиваль подвижных игр по безопасности ( «При пожаре не зевай, огонь водою залевай» т.д) |
Май
2021 |
Воспитатели, Муз.руководитель |
Проектная линия 3.
Организация работы с родителями
№ п/п |
мероприятия |
срок |
Ответственный
|
1. |
Анкетирование родителей: «Основы безопасности жизнедеятельности»,
«Спортивные игры в вашей семье», «Увлекательные прогулки» |
Сентябрь
2020,2021,2022 |
Ст.
воспитатели |
2. |
Консультации, беседы, круглые
столы. |
в течение
всего периода |
Рабочая
группа |
3. |
Участие родителей во Всероссийских
акциях «Кросс нации», «Лыжня России» |
в течение
всего периода |
Воспитатели |
4. |
Совместные спортивные игры
«Спортивная семья», «Смелые, ловкие, быстрые» т.д. |
Февраль
2021 |
Воспитатели
|
5. |
Интеллектуальная игра «мы
здоровью скажем ДА!» |
Март
2021 |
Победы,21 |
6. |
Интерактивный фото-коллаж
«Здоровый образ жизни семьи» |
Май
2021 |
Рабочая
группа |
7. |
КВН «Безопасность в вашем
доме», «Компьютер в жизни ребёнка» |
в течение
всего периода |
Ст.
воспитатели |
8. |
Банк
видео-роликов «Чтобы не было беды», «Чем занять ребёнка дома», «Как провести
лето с ребёнком», «Что читать детям о безопасности» |
Воспитатели
|
|
9. |
Семейный клуб «
Эмоциональное здоровье детей» |
в течение
всего периода |
Воспитатели
|
10. |
Походы |
Родительский
комитет |
Комментариев нет:
Отправить комментарий