ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ
Раннее детство – особый период становления органов и
систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного
мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате
взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это
происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный
темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие
организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного
развития и здоровья ребенка.
Для охраны и укрепления здоровья детей особое значение
имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное
питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за
развитием и здоровьем.
Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был
сформирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Н.М.
Аксариной.
В чем они заключатся?
1. Для раннего возраста характерен быстрый
темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не
наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций
мозга. Ребенок рождается беспомощным существом. Однако уже к 2 месяцам у него
образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни
формируются реакции торможения. В это время активно развиваются сенсорика,
движения, малыш овладевает речью.
В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять
собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он
очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь,
переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения,
да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите
за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит,
все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.
На третьем году ребенок может самостоятельно одеться,
раздеться, умыться; рисовать карандашом,
застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Третий год в жизни ребенка называют кризисным (кризис
3 лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя
как личности. Он сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не
буду!" Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что
его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так
как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.
Активно развивается речь ребенка. Если вы правильно
занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все
лучше и лучше. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда
правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с
некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично
поправлять ребенка.
В этом возрасте речь ребенка становится основным
средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной
особенностью речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание,
сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что
ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже
пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя,
ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию.
Требуют большого терпения и многочисленные вопросы
ребенка: как, зачем, когда, почему? Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что
ребенка заинтересовало, - глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно,
отмахнувшись, - поверхностен и он будет. Эти детские вопросы означают скачок в
интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает,
запоминает. Он начинает
активно слушать всё, о чем говорят вокруг. Дети пытаются строить простые
предложения, в разговоре со взрослыми. К третьему году жизни дети уже должны
разговаривать, а не просто говорить (повторять). Так же они могут вести беседу, на простые темы –
как зовут его и членов семьи, что он
делает, куда ходит. Однако некоторые
молчуны могут ограничиваться простыми словами и фразами, если ребенок при этом
воспринимает вашу речь, то пока не стоит
беспокоиться. К трем годам ребенок в
состоянии понимать всё, что вы говорите. Поэтому, чем больше времени вы
уделяете беседам с ним, тем лучше он развивается. Активный словарь к 3 годам достигает примерно 1000 - 1500 слов. К концу
третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей
становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая
из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты,
мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое
поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало
взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном
развитии малыша.
В развитии детей раннего возраста ведущая
роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия,
необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с
ним, несет тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и
души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение – залог
уравновешенного состояния малыша.
Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок
осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я- новая позиции
САМ. Возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной
перестройки. Если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у
ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со
взрослыми.
Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до
двух лет.
Причины капризов и упрямства могут быть:
Нарушения режима дня.
Обилие новых впечатлений.
Плохое самочувствие во время болезни.
Переутомление (физическое и психическое).
Преодолеть капризы можно, если:
Все члены семьи будут иметь единые требования к
ребенку.
Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова
«нельзя».
Научать ребенка хотеть, т.е. вырабатывать
настойчивость в достижении цели.
Будут развивать у ребенка самостоятельность в
совместной со взрослыми деятельности.
Дети раннего возраста – очаровательные существа. Они
любознательны, любопытные, искренни, забавны. Наблюдать за ними – одно
удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и
расслабленность. Каждый ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь,
доброжелательность, ласку. Будет ли жизнь радостной для ребенка, или наоборот,
омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых.
Нужно нести нашим детям позитивную информацию и
стараться во всём служить хорошим примером.
Комментариев нет:
Отправить комментарий